Заголовок  
15 октября 2011 г. в 03:23

Танкеевский могильник

Одним из источников по изучению этногенеза волжских булгар являются могильники и особенно Танкеевский могильник IX — X вв. (у с. Танкеевка Куйбышевского района ТАССР), где раскопано более 800 могил и предполагают, что в нем окажется еще около 2000 захоронений.

Танкеевский Могильник

археологический памятник, некрополь (9-10 вв., около 5 тыс. могил) Булгарии Волжско Камской (9-10 вв.), у д. Танкеевка (Татария). Погребения булгар, венгров, представителей финно-угорских и тюркских племен с оружием, серебряными погребальными масками и др.

http://enc-dic.com/history/Tankeevskij-Mogilnik-42728.html

Волжско-Камская Булгария (в современных публикациях чаще встречается как Волжская Болгария и для удобства восприятия так будет именоваться далее) была крупным и высокоразвитым государством. Местные письменные источники до нас не дошли, и ее история известна по сообщениям русских летописей и арабских авторов. Поэтому в восстановлении истории Волжской Болгарии археологические источники играют немалую роль.

В Танкеевском могильнике вытянутое положение костяков, но обряд не одинаков. Форма одних могильных ям узкая и вытянутая, как в погребальных памятниках Башкирии, а в некоторых ямах по бокам встречаются заплечики для устройства перекрытия. На некоторой части погребенных имеются тонкие лицевые серебряные маски с прорезями для глаз и рта, чему есть аналогии на Верхней Каме, а также в Венгрии. Варианты погребального обряда, видимо, свидетельствуют о разноэтничности населения, оставившего Танкеевский могильник.

Погребения сопровождаются конскими костями (черепа и кости ног), горшком с пищей, от которой остались кости, украшениями, орудиями и оружием. Из оружия встречены сабли (их только две), копья (их тоже два), часты топоры (их 35), стрелы, ножи. Из предметов конского снаряжения — удила и пряжки от сбруи. Из украшений особенно обращают на себя внимание шумящие подвески, остатки головных уборов с ромбическими накладками из серебра, височные кольца и бусы. Аналогии найденным предметам известны на Верхней Каме и в Башкирии. Примерно третья часть всех сосудов сделана на гончарном круге: в X в. гончарное ремесло начало обосабливаться. Гончарные сосуды представлены почти круглодонными кувшинами с одной ручкой, тулово которых покрыто пересекающимися полосами лощения. Кувшины с подобной орнаментацией впоследствии хорошо известны в Волжской Болгарии. О широком распространении деревянной посуды свидетельствуют находки остатков деревянных чаш с серебряной обкладкой по венчику. Открыто богатое погребение воина с конем в сбруе со стременами. При воине — сабля, боевой топор, стрелы, пояс, украшенный металлическими бляшками. Это типичное погребение кочевника.

Исследователи считают, что у населения, оставившего Танкеевский могильник, нет родственных связей с племенами предшествующих культур, иными словами, оно пришлое. Вместе с тем, уже судя по письменным источникам, в составе раннеболгарского объединения можно насчитать не менее семи племен или этнических групп. На разноэтничность состава раннего населения указывают и результаты раскопок Танкеевского могильника, причем отрицаются связи с Городецкими племенами (предками мордвы), ставятся под сомнение связи с пьяноборской культурой (предками удмуртов и коми). Не должны удивлять некоторые венгерские аналогии погребальному обряду и инвентарю: мадьяры прошли через нашу территорию из этих мест.

В Большетарханском могильнике еще нет такой смешанности обрядов и погребальных комплексов. Здесь нет ни масок, ни подвесок. Этот могильник собственно болгарский, и в Танкеевском могильнике лишь небольшая группа погребений аналогична большетарханским.

В сложении племен Волжской Болгарии наряду с сармато-аланским этническим элементом важную роль сыграл тюрко-угорский. Тюрками были болгары, ранее жившие в Приазовье.

Процесс классообразования прослеживается по городищам. Близ г. Елабуга есть городище, называемое местным населением Чертовым, которое сначала имело лишь земляные валы. Потом на территории, ограниченной ими, была выстроена каменная цитадель с четырьмя башнями — явление, типичное для классового общества. Аналогичный процесс прослежен и на других городищах, малых по площади, но обнесенных огромными валами, для возведения которых рабочих рук населения этих крепостей было недостаточно. Видимо, здесь применялся труд зависимого населения, а эти стены были стенами феодального замка.

Большинство деревень сосредоточивалось вокруг феодальных усадеб.

К X в. болгары захватили значительную территорию, лежавшую к югу от Нижней Камы по Волге до Самарской Луки. Позднее эта территория была расширена на восток до р. Урал.

Самостоятельное существование Волжской Болгарии длилось недолго, так как уже в IX в. она платила дань хазарам. Принятие мусульманства и признание власти Арабского халифа не помогло избавиться от хазарской зависимости. Лишь крушение Хазарии в 965 г. под ударами Древнерусского государства освободило Волжскую Болгарию из-под хазарского гнета.

Наиболее значительными болгарскими городами были Болгар, Биляр и Сувар. Болгар стоял на Волге недалеко от устья Камы. Город достиг расцвета в X — XI вв. В XII в. в результате межкняжеской борьбы он уступил первенство Биляру. В XIII в. Болгар разрушили монголо-татары.

В XIV в. он возродился и испытал кратковременный подъем. Именно тогда были возведены городские валы, а также построена мечеть с минаретом и баня. В XV в. Болгар запустел в связи с возвышением Казани.

В Болгаре наблюдается два культурных слоя: домонгольский и золотоордынский.

Болгар был крупным ремесленным центром. В нем обнаружено несколько сыродутных металлургических горнов, ряд горнов гончарных и гончарные мастерские, мастерские литейщиков бронзы, костерезные, сапожные. Жилищами были бревенчатые дома, часто разделенные на две половины — мужскую и женскую. Внутри изб помещались сводчатые глинобитные печи. Возле домов часто встречаются зерновые ямы. Волжская Болгария была земледельческим государством.

Болгар был своеобразной международной ярмаркой средневековья. В этот город приезжали русские, хазарские, хорезмийские, скандинавские, армянские купцы и совершали там торговые сделки. Это обусловило пестроту этнического состава города, где были русский, армянский и иные кварталы.

Городские укрепления Болгара достигали длины в 7 км. Они имели дерево-земляную конструкцию, аналогичную конструкции городских стен в Древней Руси. В городе существовала разветвленная сеть глиняных водопроводных труб, в том числе снабжавших водой бани. При раскопках обнаружены остатки нескольких бань. Одна из бань имела медные краны для горячей и холодной воды, расположенные парами. Вода смешивалась в каменных чашах. Посредине сооружен фонтан в виде двенадцатилепесткового цветка. Стены бани выкрашены в красный цвет. В предбаннике были лежанки для отдыха. Устройство бани типично для мусульманских средневековых стран.

Биляр стоял на р. Черемшане и археологически изучен недостаточно. Он разрушен монголо-татарами в XIII в.

Сувар находился на р. Утке. Его укрепления имели ту же конструкцию, что и в Болгаре, но достигали еще большей длины — до 10 км.

Население жило также в бревенчатых домах, около которых обычно находят зерновые ямы. В центре города был расположен кирпичный дворец, украшенный голубыми и зелеными изразцами, аналогичными среднеазиатским.

Монеты Волжской Болгарии прослеживаются с X в. По внешнему виду они копируют арабские дирхемы: тот же эпиграфический орнамент и отсутствие изображений правителей. Надписи на монетах арабские, даже имя болгарского царя написано по-арабски.

Чеканка монет прекращается в XI в. В XIV в. выпуск монет возобновляется; их чеканили золотоордынские правители Болгара.

О земледельческом хозяйстве Волжской Болгарии кроме частых находок у городских домов зерновых ям говорят находки в разных местах плужных лемехов. Они часто склепаны из двух половинок, тяжелые и широкие, что обеспечивало большую ширину захвата при пахоте. Плужные резцы также были массивными и длинными. Обычны серпы. Дифференциация земледельческих орудий и их совершенство указывают на высокую технику земледелия. Сеяли все основные зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, а также горох. Известно, что в периоды неурожаев Русь покупала хлеб у Волжской Болгарии. Большое значение имело и скотоводство. Крестьяне платили подати скотом и шкурами.

Крупным техническим открытием волжских болгар был передельный процесс: железо стали получать через посредство чугуна. Раскопками открыты чугунолитейные печи. Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы. В этих печах создавалась высокая температура, необходимая для выплавки чугуна. Это древнейшие чугунолитейные печи в Европе. Однако для получения железа приходилось прибегать к процессу переделки чугуна, причем железо no-прежнему получали в твердом виде. Новый способ появился в Европе также в XIV в., распространился он в XVI в. Его преимущества были очевидны: выросла производительность труда и уменьшились потери железа в шлаках. Из чугуна умели получать и сталь, но, как и раньше, в твердом виде.

Промышленное производство литой стали было освоено много позже — в XIX в. В Волжской Болгарии найдено много чугунного литья, например большие котлы, которые вмазывались в печи.

Обработка металла во всех трех городах Волжской Болгарии была ведущей отраслью ремесла. Хорошо изучены кузницы и кузнечный инструмент. Найдены молоты-кувалды — находка редкая, так как потерять такую массивную вещь трудно, к тому же железо было еще дорого. При порче молоты-кувалды можно было перековать. Встречаются молоты-ручники, наковальни, клещи, зубила.

Болгарские кузнецы были универсалами, но они особенно прославились изготовлением оружия. Изящны изогнутые боевые топоры, часто украшенные растительным орнаментом. Находят обрывки кольчуг, мечи каролингского типа. Сабля вытесняет меч, видимо, около XIV в.

Большого мастерства достигли местные ювелиры. Они освоили сложные ювелирные приемы, в частности зернь и скань, а также выработали местные типы женских украшений — серег, браслетов, гривен. Витые ажурные гривны и такие же браслеты встречаются в Волжской Болгарии относительно часто, а то время как за ее пределами очень редко.

Однако подобные гривны известны и на Руси, где они представляют собой несомненный импорт.

Болгарские ювелиры иногда были людьми богатыми, о чем свидетельствуют их надгробия. Так, на одном надгробии в Болгаре есть надпись: «Почитатель ученых, кормилец вдов и сирот, сын Мусы, золотых дел мастер Шагид-Улла».

Могильники мусульманского времени содержат мало вещей, что объясняется религиозным запретом класть вещи в могилу. В них изредка встречаются мелкие медные, серебряные или золотые украшения и обрывки шелковых тканей. Наличие богатых привозных тканей в болгарских погребениях часто сопоставляют с сообщением арабского дипломата Ибн-Фадлана, посетившего Болгар в 922 г., где он встретил портного из Багдада. Арабская метрополия была религиозным центром, законодательницей мод, но ее власть на периферии даже после ее признания болгарами была номинальной.

Гончарное производство в Волжской Болгарии достигло больших успехов, хотя наряду с сосудами, сделанными на гончарном круге, встречаются лепные. Широко распространены болгарские кувшины превосходного обжига, аналогичные которым встречались еще в Танкеевском могильнике.

Волжская Болгария была первым европейским государством, испытавшим тяжесть монголо-татарского завоевания. Оно не принесло ей никаких новых элементов культуры.

Облик материальной культуры волжских болгар наиболее сходен с культурой современных казанских татар и чувашей. Связь особенно с культурой татар прослеживается по форме ювелирных изделий, устройству жилищ, бытовому орнаменту и т. п. Волжские болгары в XV — XVI вв. приняли полузабытое имя татар — одного из монгольских племен, прямого отношения к ним не имевшего.

Читать далее

Заголовок  
15 октября 2011 г. в 03:22

ГЛАВА 19

ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ

Волжская Болгария была крупным и высокоразвитым государством. Местные письменные источники до нас не дошли, и ее история известна по сообщениям русских летописей и арабских авторов. Поэтому в восстановлении истории Волжской Болгарии археологические источники играют немалую роль.

Главным источником по изучению этногенеза волжских болгар являются могильники, среди которых выделяются Большетарханский VIII — IX вв. (у села Большие Тарханы на Средней Волге), где вскрыто более 350 захоронений, и особенно Танкеевский IX — X вв. (у с. Танкеевка Куйбышевского района ТАССР), где раскопано более 800 могил и предполагают, что в нем окажется еще около 2000 захоронений.

В Большетарханском могильнике костяки вытянуты и лежат головой на запад. Изредка встречаются коллективные захоронения, вероятно, погребения членов одной семьи. Часто встречаются кости лошадей, несколько реже — кости овец. Лошадь и овца — обычные животные кочевников. Инвентарь погребений немногочислен: украшения, бытовая утварь, малоизогнутые сабли (почти мечи), железный серп, напильник, сосуды, в большинстве сделанные на гончарном круге. Изредка находят дирхемы.

В Танкеевском могильнике положение костяков тоже вытянутое, но обряд не одинаков. Форма одних могильных ям узкая и вытянутая, как в погребальных памятниках Башкирии, а в некоторых ямах по бокам встречаются заплечики для устройства перекрытия. На некоторой части погребенных имеются тонкие лицевые серебряные маски с прорезями для глаз и рта, чему есть аналогии на Верхней Каме, а также в Венгрии. Варианты погребального обряда, видимо, свидетельствуют о разноэтничности населения, оставившего Танкеевский могильник.

Погребения сопровождаются конскими костями (черепа и кости ног), горшком с пищей, от которой остались кости, украшениями, орудиями и оружием. Из оружия встречены сабли (их только две), копья (их тоже два), часты топоры (их 35), стрелы, ножи. Из предметов конского снаряжения — удила и пряжки от сбруи. Из украшений особенно обращают на себя внимание шумящие подвески, остатки головных уборов с ромбическими накладками из серебра, височные кольца и бусы. Аналогии найденным предметам известны на Верхней Каме и в Башкирии. Примерно третья часть всех сосудов сделана на гончарном круге: в X в. гончарное ремесло начало обосабливаться. Гончарные сосуды представлены почти круглодонными кувшинами с одной ручкой, тулово которых покрыто пересекающимися полосами лощения. Кувшины с подобной орнаментацией впоследствии хорошо известны в Волжской Болгарии. О широком распространении деревянной посуды свидетельствуют находки остатков деревянных чаш с серебряной обкладкой по венчику. Открыто богатое погребение воина с конем в сбруе со стременами. При воине — сабля, боевой топор, стрелы, пояс, украшенный металлическими бляшками. Это типичное погребение кочевника.

Исследователи считают, что у населения, оставившего Танкеевский могильник, нет родственных связей с племенами предшествующих культур, иными словами, оно пришлое. Вместе с тем, уже судя по письменным источникам, в составе раннеболгарского объединения можно насчитать не менее семи племен или этнических групп. На разноэтничность состава раннего населения указывают и результаты раскопок Танкеевского могильника, причем отрицаются связи с Городецкими племенами (предками мордвы), ставятся под сомнение связи с пьяноборской культурой (предками удмуртов и коми). Не должны удивлять не которые венгерские аналогии погребальному обряду и инвентарю: мадьяры прошли через нашу территорию из этих мест.

В Большетарханском могильнике еще нет такой смешанности обрядов и погребальных комплексов. Здесь нет ни масок, ни подвесок. Этот могильник собственно болгарский, и в Танкеевском могильнике лишь небольшая группа погребений аналогична большетарханским.

В сложении племен Волжской Болгарии наряду с сармато-аланским этническим элементом важную роль сыграл тюрко-угорский. Тюрками были болгары, ранее жившие в Приазовье.

Процесс классообразования прослеживается по городищам. Близ г. Елабуга есть городище, называемое местным населением Чертовым, которое сначала имело лишь земляные валы. Потом на территории, ограниченной ими, была выстроена каменная цитадель с четырьмя башнями — явление, типичное для классового общества. Аналогичный процесс прослежен и на других городищах, малых по площади, но обнесенных огромными валами, для возведения которых рабочих рук населения этих крепостей было недостаточно. Видимо, здесь применялся труд зависимого населения, а эти стены были стенами феодального замка.

Большинство деревень сосредоточивалось вокруг феодальных усадеб.

К X в. болгары захватили значительную территорию, лежавшую к югу от Нижней Камы по Волге до Самарской Луки. Позднее эта территория была расширена на восток до р. Урал.

Самостоятельное существование Волжской Болгарии длилось недолго, так как уже в IX в. она платила дань хазарам. Принятие мусульманства и признание власти Арабского халифа не помогло избавиться от хазарской зависимости. Лишь крушение Хазарии в 965 г. под ударами Древнерусского государства освободило Волжскую Болгарию из-под хазарского гнета.

Наиболее значительными болгарскими городами были Болгар, Биляр и Сувар. Болгар стоял на Волге недалеко от устья Камы. Город достиг расцвета в X — XI вв. В XII в. в результате межкняжеской борьбы он уступил первенство Биляру. В XIII в. Болгар разрушили монголо-татары.

В XIV в. он возродился и испытал кратковременный подъем. Именно тогда были возведены городские валы, а также построена мечеть с минаретом и баня. В XV в. Болгар запустел в связи с возвышением Казани.

В Болгаре наблюдается два культурных слоя: домонгольский и золотоордынский.

Болгар был крупным ремесленным центром. В нем обнаружено несколько сыродутных металлургических горнов, ряд горнов гончарных и гончарные мастерские, мастерские литейщиков бронзы, костерезные, сапожные. Жилищами были бревенчатые дома, часто разделенные на две половины — мужскую и женскую. Внутри изб помещались сводчатые глинобитные печи. Возле домов часто встречаются зерновые ямы. Волжская Болгария была земледельческим государством.

Болгар был своеобразной международной ярмаркой средневековья. В этот город приезжали русские, хазарские, хорезмийские, скандинавские, армянские купцы и совершали там торговые сделки. Это обусловило пестроту этнического состава города, где были русский, армянский и иные кварталы.

Городские укрепления Болгара достигали длины в 7 км. Они имели дерево-земляную конструкцию, аналогичную конструкции городских стен в Древней Руси. В городе существовала разветвленная сеть глиняных водопроводных труб, в том числе снабжавших водой бани. При раскопках обнаружены остатки нескольких бань. Одна из бань имела медные краны для горячей и холодной воды, расположенные парами. Вода смешивалась в каменных чашах. Посредине сооружен фонтан в виде двенад цатилепесткового цветка. Стены бани выкрашены в красный цвет. В предбаннике были лежанки для отдыха. Устройство бани типично для мусульманских средневековых стран.

Биляр стоял на р. Черемшане и археологически изучен недостаточно. Он разрушен монголо-татарами в XIII в.

Сувар находился на р. Утке. Его укрепления имели ту же конструкцию, что и в Болгаре, но достигали еще большей длины — до 10 км.

Население жило также в бревенчатых домах, около которых обычно находят зерновые ямы. В центре города был расположен кирпичный дворец, украшенный голубыми и зелеными изразцами, аналогичными среднеазиатским.

Монеты Волжской Болгарии прослеживаются с X в. По внешнему виду они копируют арабские дирхемы: тот же эпиграфический орнамент и отсутствие изображений правителей. Надписи на монетах арабские, даже имя болгарского царя написано по-арабски.

Чеканка монет прекращается в XI в. В XIV в. выпуск монет возобновляется; их чеканили золотоордынские правители Болгара.

О земледельческом хозяйстве Волжской Болгарии кроме частых находок у городских домов зерновых ям говорят находки в разных местах плужных лемехов. Они часто склепаны из двух половинок, тяжелые и широкие, что обеспечивало большую ширину захвата при пахоте. Плужные резцы также были массивными и длинными. Обычны серпы. Дифференциация земледельческих орудий и их совершенство указывают на высокую технику земледелия. Сеяли все основные зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, а также горох. Известно, что в периоды неурожаев Русь покупала хлеб у Волжской Болгарии. Большое значение имело и скотоводство. Крестьяне платили подати скотом и шкурами.

Крупным техническим открытием волжских болгар был передельный процесс: железо стали получать через посредство чугуна. Раскопками открыты чугунолитейные печи. Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы. В этих печах создавалась высокая температура, необходимая для выплавки чугуна. Это древнейшие чугунолитейные печи в Европе. Однако для получения железа приходилось прибегать к процессу переделки чугуна, причем железо no-прежнему получали в твердом виде. Новый способ появился в Европе также в XIV в., распространился он в XVI в. Его преимущества были очевидны: выросла производительность труда и уменьшились потери железа в шлаках. Из чугуна умели получать и сталь, но, как и раньше, в твердом виде.

Промышленное производство литой стали было освоено много позже — в XIX в. В Волжской Болгарии найдено много чугунного литья, например большие котлы, которые вмазывались в печи.

Обработка металла во всех трех городах Волжской Болгарии была ведущей отраслью ремесла. Хорошо изучены кузницы и кузнечный инструмент. Найдены молоты-кувалды — находка редкая, так как потерять такую массивную вещь трудно, к тому же железо было еще дорого. При порче молоты-кувалды можно было перековать. Встречаются молоты-ручники, наковальни, клещи, зубила.

Болгарские кузнецы были универсалами, но они особенно прославились изготовлением оружия. Изящны изогнутые боевые топоры, часто украшенные растительным орнаментом. Находят обрывки кольчуг, мечи каролингского типа. Сабля вытесняет меч, видимо, около XIV в.

Большого мастерства достигли местные ювелиры. Они освоили сложные ювелирные приемы, в частности зернь и скань, а также выработали местные типы женских украшений — серег, браслетов, гривен. Витые ажурные гривны и такие же браслеты встречаются в Волжской Болгарии относительно часто, а то время как за ее пределами очень редко.

Однако подобные гривны известны и на Руси, где они представляют собой несомненный импорт.

Болгарские ювелиры иногда были людьми богатыми, о чем свидетельствуют их надгробия. Так, на одном надгробии в Болгаре есть надпись: «Почитатель ученых, кормилец вдов и сирот, сын Мусы, золотых дел мастер Шагид-Улла».

Могильники мусульманского времени содержат мало вещей, что объясняется религиозным запретом класть вещи в могилу. В них изредка встречаются мелкие медные, серебряные или золотые украшения и обрывки шелковых тканей. Наличие богатых привозных тканей в болгарских погребениях часто сопоставляют с сообщением арабского дипломата Ибн-Фадлана, посетившего г.Болгар в 922 г., где он встретил портного из Багдада. Арабская метрополия была религиозным центром, законодательницей мод, но ее власть на периферии даже после ее признания болгарами была номинальной.

Гончарное производство в Волжской Болгарии достигло больших успехов, хотя наряду с сосудами, сделанными на гончарном круге, встречаются лепные. Широко распространены болгарские кувшины превосходного обжига, аналогичные которым встречались еще в Танкеевском могильнике.

Волжская Болгария была первым европейским государством, испытавшим тяжесть монголо-татарского завоевания. Оно не принесло ей никаких новых элементов культуры.

Облик материальной культуры волжских болгар наиболее сходен с культурой современных казанских татар и чувашей. Связь особенно с культурой татар прослеживается по форме ювелирных изделий, устройству жилищ, бытовому орнаменту и т. п. Волжские болгары в XV — XVI вв. приняли полузабытое имя татар — одного из монгольских племен, прямого отношения к ним не имевшего.

http://www.archeologia.ru/Library/Book/1e8daa7a4998/page253
Читать далее

Заголовок  
15 октября 2011 г. в 03:19

Реконструкция фамилии Танкеев

http://www.ssc-ras.ru/ras/page847.html Танкиев Абукар Хажалиевич ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН., Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ингушского госуниверситета

http://www.teptar.com/2007/05/23/page,10,ingush_familii.html Тонкиевы - Танкиевы из Аршты — мелхи; Тонгиевы —, см. Газдиевы; Танкиевы - Тотачан. — фяппинцы.

Танкиевы (Тенкиевы) — птр. Корохой; фамилия от имени Тенк, в родстве с Эсмурзиевыми, а проживающие в Дарьяльском с/С. — тоже Корохой, так же, как и кескемские и малгобекские.

И здесь среди ингушских тейповhttp://amina.com/kamina/12359-p5.html Танкиевы

http://www.teptar.com/2007/10/17/chechency_evrei.html О этнических связях евреев и обращенных в Иудаизм хазар с чеченцами.

Танкеев

Танкиев

Тенкиевы

Тенк

Тонкиевы

Тонгиевы

Тотачан

Газдиевы

Читать далее

Заголовок  
15 октября 2011 г. в 03:17
Танкеев

Анализ фамилии:

Эта фамилия в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

http://www.genway.ru/lib/allfam/Танкеев/?keyfam=Та&page=4

Читать далее

Заголовок  
15 октября 2011 г. в 03:11

Храм Святой Троицы (с. Танкеевка)

Православный приход в с. Танкеевка существовал с 1756 года. В 1859 году на средства помещика Д.Н. Блудова по проекту архитектора К. Тона был построен кирпичный храм Живоначальной Троицы с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Позднее к церкви были пристроены еще два придела – в честь великомученика Димитрия Солунского и мученицы царицы Александры, а в 1897 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского к храму была пристроена колокольня.

В советские годы храм был закрыт, пришел в ветхое состояние и в настоящее время нуждается в реставрации. 20 мая 2003 года в селе был освящен молитвенный дом в честь Живоначальной Троицы. В настоящее время приход не имеет своего священника и окормляется духовенством церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Полянки.

Богослужения совершаются в дни церковных праздников.

http://kazan.eparhia.ru/temples/poblagochiniym/spasskoe/svytotroickiymoldom/

Читать далее

Заголовок  
15 октября 2011 г. в 03:08
Из истории села Танкеевка

01 Март, 2008 10:22

Материалы ротносящиеся к моей

фамилии, местность, с Танкеевка, о тех кто

продлжал отстраивать школы, церкви
привносить культурные ценности.
Сергей Танкеев, 1950 г.р.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ТАНКЕЕВКА.

Кто основал село Танкеевка неизвестно, но к началу ХVIII века казанскому помещику Савве Новикову принадлежали села Новотроицкое-Новиковка (ныне Альметьевского района Татарстана), в его названии увековечено имя основателя, и Танкеевка, Спасского уезда (ныне Спасского р-на).

Приход в Танкеевке был открыт в 1756 году, тогда же на средства помещицы Феклы Саввичны Блудовой построена церковь. Эта церковь была разобрана в 1852 году из-за ветхости. В 1851 – 1859 гг. действовала временная церковь.

В середине ХVIII века подполковник Яков Романович Блудов стал помещиком села Танкеевка, женившись на дочери Саввы Новикова - Фекле Саввичной. С этого времени вплоть до начала ХХ века это имение принадлежало его потомкам – Блудовым.

Танкеевка - старинное барское село. Оно расположено в полутора километрах от Волги. Прямо через село протекает речка Утка. Речка впадает в Волгу и делит Танкеевку на две улицы - одна называется Панаевской, а другая - Блудовской.

В 1763 году в Танкеевке было 126 душ мужского пола крепостных крестьян. Из них Фёкле Саввичне принадлежало 67, Анне Саввичне Исхаковой - 32, 25 душ принадлежали самому Якову Блудову, очевидно, это крестьяне, переведенные из его ярославских поместий.

ДВОРЯНСКИЕ ФАМИЛИИ СПАССКОГО УЕЗДА.

БЛУДОВЫ.

ДВОРЯНСКИЙ РОД БЛУДОВА

Блудовы – старинный русский дворянский род. По официальной родословной, которая, безусловно, является вымышленной, от воеводы Ивещея Блуда, убитого в сражении с поляками на Буге в 1018 году, при Ярославе Мудром.

Родов такого древнего происхождения, кроме князей - рюриковичей, вообще не было среди русских дворян. На самом деле первый достоверно известный представитель этого рода – Федор Блудов – в конце ХV века был служилым человеком при великом князе московском Иване III. В ХVI – ХVII веках Блудовы входили в состав столичного и провинциального дворянства, но до боярских чинов не дослуживались.

Мина Михайлович Блудов был убит при взятии Казани 2 октября 1552 года.

В 1699 году тринадцать членов рода Блудовых владели поместьями и вотчинами, в основном расположенными в окрестностях Ярославля

В середине 18 века ярославский дворянин, дослужившийся до подполковника, Яков Романович Блудов женился на дочери казанского помещика Саввы Новикова Фёкле. У Саввы Новикова не было сыновей, поэтому его довольно большие земельные владения и сотни крестьян были поделены между дочерьми – Фёклой Саввичной Блудовой и женой бригадира Анной Саввичной Исхаковой. Это были села Новотроицкое-Новиковка (ныне Альметьевского района Татарстана), в его названии увековечено имя основателя, и Танкеевка, которую, вероятно, тоже основал Савва Новиков.

Яков Блудов умер около 1770 года, его владения перешли к сыну Николаю Яковлевичу. Он же позже стал наследником и матери, и бездетной тетки Анны Саввичны Исхаковой. Таким образом, в руках Блудова оказалась вся Танкеевка.

Николай Яковлевич Блудов был женат на новгородской дворянке Екатерине Ермиловне Тишиной, его основная родовая усадьба находилась в селе Романовка Шуйского уезда Ярославской губернии.

Николай Яковлевич умер молодым и оставил только одного сына, Дмитрия Николаевича, самого известного представителя рода Блудовых. Он и стал наследником всех обширных имений своего отца и в Ярославской губернии, и в Казанской.

В Танкеевке в 1816 году Дмитрию Николаевичу принадлежали 93 души мужского пола и 83 женского, значительно меньше, чем в 1763 году. Очевидно, часть крестьян была переведена в другие деревни.

Известный российский государственный деятель и дипломат Дмитрий Николаевич Блудов родился 5 апреля 1785 года в Романовке, но в казанских имениях, в том числе и в Танкеевке, он в детстве бывал.

Его юность прошла в Москве, в официальных учебных заведениях Дмитрий не учился, но, как было тогда принято, получил хорошее домашнее образование.

С 1800 года служил в Московском архиве министерства иностранных дел (в начале Х1Х века– обычное начало карьеры для юношей из аристократических московских семей), с 1802 года – в министерстве иностранных дел, во время русско-турецкой войны 1806 –1812 г.г. был управляющим канцелярией главнокомандующего фельдмаршала Каменского, в 1812 – 1814 г.г. служил в российском посольстве в Швеции, в 1818 – 1820 г.г . был послом в Англии.

На этом дипломатическая карьера Блудова закончилась, в 1820 –1826 г.г. он был директором департамента иностранных исповеданий МВД, то есть ведал всеми российскими религиями, кроме православия, в 1826-1828 г.г. был товарищем (заместителем) министра народного просвещения, в 1828 – 1862 г.г. – главноуправляющим вторым отделением Собственной его императорского величества канцелярии - ведал кодификацией законов, на этом посту заменил знаменитого Михаила Михайловича Сперанского.

Одновременно в 1855-1862 г.г. был президентом Академии наук.

В 1838 году получил титул графа.

С 1830-х до конца царствования Николая I граф Блудов был одним из четырех-пяти самых влиятельных государственных деятелей Российской империи. За свою долгую карьеру он побывал и дипломатом, чиновником от просвещения, и юристом - и на каждом из этих постов проявил себя как очень толковый руководитель. В консервативное николаевское время граф Блудов отличался широтой взглядов, противодействовал крайней реакции. Его имя часто встречается в мемуарах современников, на страницах учебников истории.

Умер Дмитрий Николаевич Блудов 19 февраля 1864 года.

Нам не удалось найти свидетельств того, что Дмитрий Николаевич Блудов бывал в Танкеевке. Но с 1830-х г.г. в селе была помещичья усадьба и дворовые. В усадьбе, очевидно, жил управляющий. Бывал там и сын Дмитрия Николаевича.

В 1859 году на средства графа Блудова была построена крупная и дорогая Троицкая церковь, сохранившаяся до наших дней.

По ревизии 1858 года в Танкеевке и расположенной рядом слободе Аннинской было 83 двора, 266 душ мужского пола крестьян и 58 душ мужского пола дворовых, принадлежащих Дмитрию Николаевичу Блудову.

Д.Н.Блудов был женат с 1812 г. на княжне Щербатовой.

Если освобождение крестьян и подписание уставной грамоты с танкеевской общиной произошло еще при жизни Дмитрия Николаевича, то получателями выкупных платежей стали его дети Андрей и Антонина – танкеевским имением они владели сообща, без раздела.

Граф Андрей Дмитриевич Блудов (1817 – 1886) был довольно известным дипломатом, занимал должность посла в Швеции, потом в Бельгии.

Графиня Антонина Дмитриевна Блудова (1812 – 1892) была известной общественной деятельницей, педагогом, автором многих трудов по женскому образованию, основательницей и многолетней руководительницей известного Острожского высшего училища для женщин.

Со смертью Антонины Дмитриевны род Блудовых пресекся.

Т А Н К Е Е В К А

Приход в Танкеевке был открыт в 1756 году, тогда же на средства помещицы Феклы Саввичны Блудовой построена церковь. Эта церковь была разобрана в 1852 году из-за ветхости. В 1851 – 1859 гг. действовала временная церковь.

К 1859 году на средства помещика графа Дмитрия Николаевича Блудова был построен кирпичный двухпрестольный Троицкий храм с приделами во имя Чудотворной иконыКазанской Божьей Матери и во имя Святителя Николая Чудотворца по типовому проекту Константина Тона. В 1891 – 1997 гг. по проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского были пристроены еще два придела справа во имя Святого Димитрия Солунского-Чудотворца, слева – во имя Святой Мученицы Царицы Александры, и выстроена колокольня.

Очень крупный храм, выделяющийся массивностью, четкостью геометрических построений, эклектичным сочетанием стилизованных форм в русско-византийском стиле.

В приход входило только село Танкеевка.

ШКОЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ СПАССКОГО РАЙОНА

В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Вплоть до «Великих реформ» 1860-х гг. школ в российской деревне практически не было, и грамотность среди крестьян была очень мало распространена. Немногие крестьяне грамотеи учились по богослужебным книгам – славянской Псалтыри и Часослову, православным или старообрядческим, в зависимости от вероисповедования.

Но такое обучение было малофункциональным. В богослужебных книгах употреблялась церковная печать, не было знаков препинания, не употреблялись большие буквы. В результате многие крестьяне могли бойко читать вслух церковные книги и даже выполнять обязанности чтеца в храме, но не могли разобрать даже вывески на учреждениях, не говоря о книгах гражданской печати и канцелярских документах, не знали цифр (в церковных книгах числа обозначались буквами), не умели писать. Именно таким «грамотеем» был герой восстания в Бездне Антон Петров - читая «Положения», он не поминал знаков препинания, цифр, нумерующих статьи, и вполне искренне верил в собственные толкования.

Показательно, что сами крестьяне сознавали неполноценность своей грамотности и при опросах те, кто умел читать только по- славянски, называли себя неграмотными.

Еще Екатерина II и Александр I планировали открытие школ для народа.

Первая попытка реального открытия широкой сети в сельской местности была предпринята в связи с реформой государственных крестьян (так называемой реформы П.Д.Киселёва). Основная суть реформы состояла в том, чтобы навести порядок в управлении государственными землями и проживавшими на них крестьянами.

На территории Спасского района такие школы действовали в селах Болгары и Пичкасы.

Училища министерства государственных имуществ не сыграли большой роли в распространении грамотности в деревне. Их было мало, на них выделялись мизерные средства, не было ни детальных программ, ни детально разработанных учебников. Вся деятельность Министерства государственных имуществ сводилась к постройке очень примитивного здания и назначению одного учителя, как правило, малоподготовленного - это были или выпускники уездных училищ, или недоучившиеся семинаристы, то есть те, кто сам имел общее образование в объёме 5-6 классов и не получил никакой специальной подготовки. В другом варианте преподавание в школе возлагалось на местного священника и других членов притча. К началу 1860-х гг. большинство таких школ закрывалось.

В конце 1860-х гг. инициативу в деле народного образования начало проявлять духовенство, причем это была инициатива снизу, исходящая от конкретных священников, которые добровольно и безвозмездно начинали учить детейв своих квартирах или в церковных сторожках. Церковное начальство указывало в отчетах, что открыто такое-то количество церковно-приходских школ, выдавая просветительскую деятельность приходских священников за свою заслугу. Такая активизация духовенства в первую очередь была обусловлена реформой, проходившей с 1842 года в духовных учебных заведениях. Духовные семинарии приобрели более светский характер – теперь в них наряду с духовным давалось и общее среднее образование. Применялись современные методы обучения.

Однако по настоящему народное образование стало развиваться в деревне после земской реформы 1864 года. Созданные органы земского самоуправления получили большие права и возможности. Они собирали с крестьян и помещиков собственные земские налоги, составляющие крупные суммы. Народное просвещение было одной из основных задач в Земском положении, подписанном Александром II.

Земские школы были полноценными начальными учебными заведениями, в которых преподавали квалифицированные педагоги по программам, утвержденным Министерством народного просвещения, по учебникам соответствующим этим программам, закупаемым земствами – в школах было бесплатным не только обучение, но и учебники, тетради, ручки и карандаши. Преподавались русский язык, арифметика, церковно-славянский язык, в большинстве школ – церковное пение. Закон Божий вел приходской священник –этот предмет был обязателен только для православных детей. Срок обучения составлял 3 года, в начале ХХ века земства начали осуществлять программу перевода школ на четырехлетнее обучение. Подавляющее большинство школ были однокомплектными, занятия со всеми вел один учитель, лишь в самых больших селах, где количество учащихся превышало сотню, был второй учитель или помощник.

Деятельность земских школ контролировалась государственным органом – дирекцией народных училищ, директор и инспектора регулярно объезжали школы, проверяя квалификацию и добросовестность учителей. Большинство мужчин-учителей были выходцами из крестьян и выпускниками Казанской учительской семинарии, открытой в 1871 году. Часть учительниц тоже были из крестьянок. Это выпускницы Казанской земской школы для образования народных училищ – учебного заведения, открытого в 1875 году.

До поры, до времени земства открывали школы или в русских деревнях, или там, где жители владели русским языком. Во второй половине 1860-х гг. Начинает развиваться знаменитая педагогическая и миссионерская система Николая Ивановича Ильминского, основой которой было обучение на родном языке, а значит, и учителя должны были быть соплеменниками учащихся. Кроме того, обучение носило строго православный характер.

В Спасском уезде таких школ было более двадцати, но не на территории нынешнего Спасского уезда. Система Ильминского применялась и в земских школах, открывавшихся в деревнях с чувашским и татарско-кряшенским населением. На территории Спасского района учителя таких школ были выпускниками Казанской учительской семинарии или Симбирской чувашской учительской школы.

С 1884 года в России стала разворачиваться ещё одна параллельная система народного образования –церковно-приходские школы. Первоначально эта система задумывалась как альтернатива земской, ставилась задача вытеснить земские школы. Но получилось иначе. Церковно-приходские школы появились в основном в тех селах и деревнях, где земских школ еще не было, или в больших селах.

Наконец, на территории района действовали две частные школы - в Спасском Затоне и Балымерах. По законам Российской империи владельцы предприятий, при которых были собственные поселки обязывались открывать школы для детей своих рабочих. Эти школы контролировались органами Министерства народного просвещения.

Но все школы, о которых говорилось выше, были предназначены для русских, или во всяком случае, для христианства. С татарами-мусульманами положение было намного сложнее. После 1905 года земства стали открывать в татарских деревнях свои школы - так называемые русско-татарские училища. Процесс открытия этих школ шел не просто. К 1915 году русско-татарские училища были уже почти в половине татарских сел нынешнего Спасского района.

В 1915 году Спасская земская управа следующим образом характеризовала положение с народным образованием: «Для населения деятельность школы представляется лишь в виде обучения детей чтению, письму и счету». Деревенская жизнь не способствовала дальнейшему после школьному культурному развитию. В начале ХХ века, по данным уездных воинских начальников, до трети призывников, закончивших земские и церковно-приходские школы, к двадцати годам забывали все плоды учения и были неграмотны. Выход земские деятели видели в развитии сети библиотек, на которые в последние годы перед Первой мировой войной выделялись большие средства. Но, к сожалению, этим планам не суждено было осуществиться.

Т А Н К Е Е В К А.

Земская школа грамоты открылась в 1887 году, первым учителем был местный крестьянин Алексей Горичев, земство платило ему по 50 копеек в месяц за каждого ученика и по 3 рубля за ученика, выдержавшего экзамен. Через год школа преобразована в полноценную земскую.

ТАНКЕЕВКА - РОДОВОЕ ПОМЕСТЬЕ ДВОРЯН БЛУДОВЫХ.

Танкеевка - старинное барское село. Оно расположено в полутора километрах от Волги. Прямо через село протекает речка Утка. Речка впадает в Волгу и делит Танкеевку на две улицы - одна называется Панаевской, а другая - Блудовской.

В середине ХVIII века подпоручик Яков Романович Блудов стал владельцем села Танкеевка. С этого времени, вплоть до начала ХХ века, это имение принадлежало Блудовым.

Главная достопримечательность Танкеевки - мощный, величественный пятипрестольный православный храм, самое большое по величине церковное здание в Спасском районе. Это Троицкая церковь, когда-то и Танкеевка называлась Троицким.

Восьмистолпный храм из красного кирпича 32 метра, не считая длины колокольни, и шириной в 23 метра, сочетающей в себе элементы русско-византийского зодчества и позднего классицизма. Церковь была построена в 1859 году по проекту знаменитого архитектора К.Тона. Одно из самых выдающихся произведений Тона - храм Христа Спасителя в Москве. Архитектор создал проект Танкеевского храма для Дмитрия Николаевича Блудова.

http://tankeevka.rusedu.net/post/134/317

Читать далее